Монограмма на усадьбе купца Василия Кондратьевича Рубежанского
Монограмма – знак, составленный из соединённых между собой инициалов.
У всех российских императоров и членов императорской фамилии были свои монограммы, которые включали первую букву имени и порядковый номер. В XIX веке эту традицию «подхватили» все, кто мог себе это позволить.
Монограммы наносились на ювелирные изделия и часы, на тарелки и столовые приборы, на скатерти, банные полотенца и одежду.
Инициалы на фасадах размещали люди с разными судьбами, образом жизни и социальным положением. Но все они стремились сохранить память о себе и обратить внимание на свой дом. Аристократы, помимо инициалов, могли изобразить на фасаде герб. Монограммы собственников вписывались в общий дизайн зданий, часто образуя сложные композиции. Обычно инициалы размещались на видных местах и выделялись крупными размерами, но иногда их можно было заметить лишь при внимательном рассмотрении.
Монограммы на зданиях можно условно классифицировать на несколько типов. К самым простым и распространённым относятся изображения только первой буквы фамилии владельца. Иногда для создания монограмм на фасадах применялась вязь – декоративное письмо, в котором буквы формируют орнамент.
В Краснодаре на многих дореволюционных зданиях можно увидеть монограммы, например, на доме Клавдии Пятковой (ул. Орджоникидзе, 50), доме Николая Ерошова (ул. Коммунаров, 140), доме Киркор Киор-Оглы (ул. Гоголя, 80) и Бориса Черачева (ул. Горького, 91).
Усадьба купца В. Рубежанского находится в историческом центре города на улице Коммунаров (до революции ул. Борзиковская).
Отец Василия Кондратьевича Рубежанского, после службы на Кавказе, остался в Екатеринодаре, женился. В браке у него родились трое сыновей. Самый младший - Василий - родился в 1870 году. У него оказалась коммерческая жилка. Сначала он стал известным мастером-мебельщиком, а в 35 уже являлся одним из самых богатых жителей Екатеринодара.
Строительство особняка началось в 1908 году. Предположительно архитектором является близкий друг купца – Г.В. Никитин. Дом выполнен в стиле модерн, об этом свидетельствует архитектурное оформление с огромным количеством башенок, каменных зубцов, балконов и острых шпилей на крыше.
Здание имеет пристройку в два этажа с угловой четырехскатной узорной башней, увенчанной высоким металлическим флюгером. Над парадным крыльцом дома установлен балкон. Среди элементов декора фасада – лепной растительный орнамент, оконные наличники в виде пилястр.
Монограмма расположена над парадным входом в картуше «РВ» – Рубежанский Василий.
Источник: АКТ государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба купца В.К. Рубежанского», 1900 – 1908 годы.
Автор эскиза: Никита Виноградов