Новости

2023.05.11

10 — 11 мая 1844 года черноморские казаки торжественно отметили 50 - летие переселения на Кубань.

10 — 11 мая 1844 года черноморские казаки торжественно отметили 50 - летие переселения на Кубань. Кроме того, они совпали с ежегодной Троицкой ярмаркой и сменой казачьих войск на кордонной линии.

Для приема знамени в войсковой град были собраны атаманы всех куреней в сопровождении престарелых казаков и недорослей’; к городу подошли пять конных полков и другие части, следующие на границу, они расположились лагерем на берегу Кубани, ниже Екатеринодара.

На праздник были приглашены «мирные черкесы и даже немирные недалеких от Кубани аулов», прибыли куренное духовенство и архиепископ Кавказский и Черноморский преосвященный Иеремия.

Вот как о дальнейших событиях писал их участник, кубанский историк И. Д. Попка:

«Все приготовления к празднику сделаны были за городом, в лагере. Сюда в большую атаманскую ставку было перенесено из атаманского дома новопожалованное знамя, еще не прибитое к древку. У порога ставки был вкопан, дулом вверх, старый чугунный единорог, которому предназначалось остаться памятником первого водружения знамени на войсковой земле.

В обе стороны от атаманской ставки были складены из зеленого дерна длинные столы, за которыми щедрое угощение ожидало куренных атаманов, стариков, недорослей и закубанских гостей.

На эти праздничные столы ..... доставили фазанов, уток, зайцев; берега Кубани — кабанов, оленей, коз; Азовские лиманы — всех родов рыбу... Была приготовлена старинная деревянная казацкая посуда, про которую запорожцы говаривали: «хоть з корыта, да досыта».

После освящения знамени началась церемония прибития его к древку:

«Первый гвоздь вбил в древко знамени наказный атаман, второй — преосвященный Иеремия, третий — начальник войскового штаба. Потом были вбиты гвозди каждым из присутствующих, от генерала до казака, представлявшего свою сотню, роту и батарею. Каждый вбитый гвоздь освящал последним ударом войсковой атаман.

Те из стариков, которые были жалованы в прежние времена армейскими чинами, также оставили свои гвозди на знаменном древке. Принимаясь за молоток, они искали глазами на своде ставки трофеев, современных своей молодости, и говорили: вот в древке этого голубого знамени должен быть мой гвоздь, вбитый в Очакове, мой в Браилове, а мой в Анапе...»

Целую ночь в ставке горел огонь; знамя, соединенное с древком, оставалось распростертым на столе, под охраной караула...

«На другой день, 11 мая, хлынули в лагерь, вслед за его ранним пробуждением, толпы народа. Туда же спешили и нарядно одетые черкесы. В восемь часов утра из Екатеринодарской крепости раздались три пушечных выстрела, на которые артиллерия лагеря поспешно ответила. Это был приказ к литургии. Через два часа после того загорелась учащенная пальба из крепости и в лагере. Этот переговор артиллерии через пространство четырех верст возвестил чтение Евангелия в войсковой церкви. Войска вышли на линию, и послышалась команда: шапки долой, затем что в войсковой церкви читалось Евангелие.

В Запорожском войске, во время чтения Евангелия в сечевой церкви, в торжественные праздники, производилась перекатная пальба из пушек по валам Сечи. Вот почему слову любви и спасения вторил гром оружия на Кубани...»

Церемония завершилась тысячеустым «ура», грохотом шестнадцати орудий и народным гимном, исполненным войсковой музыкой. При этом энтузиазм казаков сообщился и черкесским дружинам. Хамышейцы, стоявшие до той минуты внимательными зрителями на левом берегу Кубани, у аула Бжегокай, подняли гик и пальбу, потом бросились на лошадях в реку и, полуизмокшие, присоединились к ликующему собранию... Потом при звуках музыки знамя возвратилось к атаманской ставке и было водружено в дуло единорога, врытого у её порога. А в ставке был уже приготовлен обед…

Источник: https://kubgosarhiv.ru/activity/izdaniya/1993-Ekaterinodar-Krasnodar/index.html
Фото: museumanapa.ru