Новости

2022.10.24

В октябре 1846 года в Екатеринодаре завершилась осенняя Покровская ярмарка.

«Торговое движение закубанских караванов продолжалось целую неделю (с 25 сентября до 2 октября). Видеть это решительное сближение, без малейшей тени неприязни, или, точнее — смешение двух народонаселений, между которыми проходит порог вооруженной линии, видеть огромный, многолюдный черкесский караван, следующий по глухой степной тропе за одним казаком, беззаботно отбросившим от плеча свою пику, — зрелище истинно утешительное и много предзнаменующее в будущем...

В съезде из-за Кубани на ярмарку черкесских ароб с предметами торга закубанского произведения было 1387; людей при арбах 2491 человек, сумма привоза восходила до 4500 рублей серебром. Предметами привоза, как и прежде, преимущественно были: лес в суровом виде и в различных хозяйственных изделиях; одежда, кожи, масло, мед, воск, лесные плоды и т. п. Кроме торга в рядах своих ароб и наших лавок, черкесы вели с казаками мену лошадей и забирали молодняк дородного черноморского рогатого скота. Вообще же требования закубанцев от нас, заключаясь по-прежнему преимущественно в предметах, относящихся к потребностям и удобствам жизни, касались уже в некоторой степени и предметов роскоши. В более заметном количестве переходили из наших торговых рядов на черкесские арбы раскрашенные, обшитые жестью сундуки больших размеров. Факт, если угодно, для статистических выводов об усилении домашнего богатства в аулах, по тесному соотношению сундука с сокровищем.

Закубанские посетители ярмарки были преимущественно из отдаленных от Кубани бжедугских и темиргоевских аулов, а также из обществ абадзехского и шапсугского племен. Что касается обитателей прибрежных бжедугских аулов (наиболее многолюдных), то они были изгнаны из своих жилищ необыкновенными наводнениями, в продолжение почти всего минувшего лета гостили со своими семействами и стадами на войсковой стороне. Более зажиточные из них, быв на время жильцами у казаков, обеспечивали себя всем необходимым, а бедные, в отдалении от своего домоводства, не могли приготовить запасов для ярмарочного торга. Вот чем объясняется уменьшение съезда из-за Кубани на Покровскую ярмарку более-чем наполовину, против съезда ярмарки Троицкой. Впрочем, вообще осенняя Екатеринодарская ярмарка гораздо бывает ограниченнее и слабее весенней.

Несправедливо было бы напоследок умолчать, что в минувшую ярмарку как в военном отношении не возникло со стороны черкес ни одного покушения против общественной безопасности, так и в отношении полицейском или нравственном... А потому, если мы могли уже однажды сделать вывод, что сближение и знакомство посредством торговли легко возможно даже при преградах, полагаемых самою природою, то теперь предоставляем себе основательное право присовокупить к нему замечание, что выгоды свободной торговли с горцами, споспешествуя усовершенствованию и улучшению материального быта народов, вместе совершенствуют и облагораживают их нравы».

В документах архива сохранилась роспись товаров, поступивших в 1846 г. через Екатеринодарский карантин «из-за Кубани от горских народов». Это «кожи невыделанные буйволовые, воловые, коровьи; шкуры овечьи, заячьи, лисьи, норковые, медвежьи, волчьи и шакальи; чекмени черкесские, бурки, башлыки, шапки; сукно горское, газыри; коровье масло, говяжье сало, мед, каштановые орехи, воск и т. д.».

«Отправлены к горским народам»: ситец, миткаль, нанка, китайка, бязь, пестрядь (виды хлопчатобумажной ткани) и т. п; сафьян, войлок, парча; соль, просо; одеяла «бумажные», платки «бумажные» и шелковые, деревянные сундуки и другие изделия.


Источник: https://kubgosarhiv.ru/activity/izdaniya/1993-Ekaterinodar-Krasnodar/index.html