Его созданием в течение двух лет с 1947 года занимался известный в России архитектор Алексей Душкин. А спустя три года на Привокзальной площади появилось здание железнодорожного вокзала, автовокзала, а также Управления отделения Северо-Кавказской железной дороги. Торжественное открытие состоялось 21 мая 1952 года.
В отделке использовались ценные материалы: панели и ступени главной лестницы выполнены с облицовкой мраморной плиткой, тамбуры входов, двери — из дубового массива. Лепнина и росписи украшают потолок, а над центральным залом сооружен купол. В августе того же года на башне установили часы диаметром 2 м 20 см, которые монтировал известный часовой мастер Пушкарев.
В начале нулевых площади вокзала перестало хватать для возросшего количества пассажиров, и вокзальный комплекс капитально отремонтировали. К зданию вокзала площадью 4,5 тыс. кв. м и общей вместимостью 700 пассажиров пристроили два трехэтажных крыла. После реконструкции вместимость вокзала увеличилась до 2 тыс. пассажиров, а общая площадь — до 11 тыс. кв. м.
Сейчас вокзал обслуживает огромное количество поездов – отсюда отправляются составы в любую точку России. А все поезда дальнего следования, которые курсируют из регионов на побережье Черного моря, проходят через станцию Краснодар-1. С вокзала ежедневно отходят пассажирские поезда, следующие в сторону Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и других крупных городов России. Ансамбль станции Краснодар-1 признан объектом культурного наследия народов России регионального значения.