Ул. Ленина, 53
Краеведы уже много лет обсуждают, какая именно птица изображена на фасаде дома владельца обувной фабрики Христофора Ивановича Фотиади – чайка или орел?
Орел – король птиц, самый распространенный символ из всей фауны, связанный с божественностью, храбростью, верой, победой, величием и властью, особенно имперской. Подобно льву среди зверей, орел воспринимается как царственная птица. Его иногда изображают с львиной головой. Орел в античности олицетворялся с греческим Зевсом и римским Юпитером. По легенде, орел никогда не стареет, потому что умеет обновлять свою жизнь: для этого каждые десять лет он поднимается к солнцу, потом падает вниз и трижды окунается в море.
Чайка выражает свободу, легкость, гармонию с природой. Этот символ ассоциируется с морем, водной стихией, поэтому является таким популярным архитектурным элементом в проектах на побережье. Может символизировать движение и воздушность. Согласно легенде, в древние времена чайка была красивой легкомысленной девушкой, которая напугала Спасителя ради смеха. За это он наказал ее, превратив в птицу, которая вечно тоскует и причитает.
Те, кто видят на доме чайку, расскажут вам, что это символ Московского художественного театра – дань автора дома архитектора Александра Козлова своему учителю, автору здания МХАТ – Федору Осиповичу Шехтелю. Другие, присматриваясь, замечают распущенный хвост, нехарактерный для чаек, и хищный взгляд, устремленный на маленькую птицу, изображенную рядом, а также характерную позу преследования добычи.
В Краснодаре чайки изображены на памятнике Ивану Константиновичу Айвазовскому на ул. Старокубанской, а также на административном здании ФФЗ «Чайка». Похожий сюжет с птицами изображен еще на одном старинном особняке архитектора Александра Козлова, в старом центре по улице Янковского, 12.
Хозяин дома – Христофор Иванович Фотиади, грек по национальности, развернул в Екатеринодаре большую предпринимательскую деятельность как обувщик. Он был владельцем обувной фабрики (контора ее размещалась по улице Гривенской, 16, сейчас улица Фрунзе). Владелец крупного обувного дела, получая большие прибыли, вкладывал деньги в недвижимое имущество. Он занимался скупкой земельных участков и на них возводил строения.
Фотиади приступил к строительству дома в 1912 году. Проект и смета были составлены архитектором Александром Андреевичем Козловым. К сожалению, бумаги Екатеринодарской городской управы были уничтожены во время оккупации и поэтому этот факт не представляется возможным документально подтвердить, но об этом рассказывала кубанскому писателю Виталию Бардадыму вдова архитектора Екатерина Николаевна Козлова – в девичестве 3олотаревская.
Здание состоит из двух одноэтажных объемов: парадного, выходящего главным фасадом на улицу Ленина и хозяйственного, удаленного вглубь участка, образующего курдонер (фр. cour d'honneur, нем. Ehrenhof – двор чести, почётный двор) – парадный двор перед зданием особняка, усадебного дома, ограниченный главным корпусом и симметричными боковыми флигелями). Здание является типичным примером жилой застройки в стиле «модерн», характерной для провинциальной архитектуры.
Фасад покрыт глазурованной плиткой и декорирован лепным растительным орнаментом, а на аттике фонаря красуется «пояс», имитирующий колоннаду.
В 1918 – 1919 годах особняк был арендован и в нем жил командующий Добровольческой Армией, а затем Главнокомандующий Вооруженными Силами Юга России генерал-лейтенант Антон Иванович Деникин.
В то же время Христофор Иванович Фотиади не устранялся от общественной работы. Он участвовал в благотворительных акциях. Состоял членом Правления Общества борьбы с нищенством.
Своим детям Х. Фотиади смог дать прекрасное образование в русских образцовых учебных заведениях. Известно, что его сын Геракл Христофорович Фотиади дослужился до генеральского чина.
Источник: «Энциклопедия символов» Куклев В., Ровнер А. - Москва: Астрель, 2004.
В. Бардадым «Этюды о Екатеринодаре». - Красноадр: Традиция, 2013.
Паспорт объекта культурного наследия «Дом Фотиади» 1985 год.
Автор эскиза: Никита Виноградов